Сказки - дело серьезное. К такому выводу пришли психологи из Петербурга. Ведь с помощью Бабы-яги и Кощея можно не только развлекать детей, но и лечить взрослых.
читать дальше
Психолог Андрей Гнездилов (на фото крайний слева) считает, что сказки содержат информацию, необходимую для социальной адаптации, и поэтому с их помощью можно решать серьезные личностные проблемы
"Сказочный замок" располагался в обычном петербургском дворе-колодце и отличался от окружающих домов лишь странной башней-звонницей. До революции здесь был штаб "башенного братства", объединявшего известных поэтов, писателей, художников и ученых. Члены "братства" мечтали наполнить Петербург прекрасным и тем самым изменить неблагоприятный климат города. "Это была своего рода игра талантливых людей", - говорит психолог Андрей Гнездилов, известный в своем кругу как доктор Балу. Сегодня в "замке" разворачивается другая, не менее интересная игра: петербургские психологи разработали уникальную методику лечения, помогающую людям справляться с жизненными проблемами при помощи... сказок.
Куклы и ключи
Мы поднялись на седьмой этаж и попали в помещение, представляющее собой нечто среднее между детской комнатой и музеем игрушек. У входа нас встретил целый полк кукол - персонажей всевозможных сказок, на стене висели рыцарский костюм и меч-кладенец. Андрей Гнездилов начал показывать нам свое хозяйство. Свет в комнате погас, и на стенах появились проекции сказочных персонажей. За самоходной печью скакал Конек-Горбунок, появилась и исчезла зловещая фигура Кощея Бессмертного и Бабы-яги.
Ключи - важный символ в сказкотерапии. С их помощью психологи могут "отомкнуть" способности и жизненные силы человека и навсегда "запереть" его проблемы
- Вращающиеся фигуры фактически рождают историю, погружая пришедшего к нам человека в сказку, - рассказывал Андрей Гнездилов. - Люди попадают сюда из социальной реальности, в которой свои законы, и, чтобы пробудить их фантазию, ресурс творчества, демонстрируется "театр теней".
В соседней комнате на стенах - сотни самых разных ключей. Ключи, как оказалось, - важный инструмент сказкотерапии. Это символ. При помощи ключей психологи могут "отомкнуть" способности и жизненные силы человека и "замкнуть" проблемы. "Мы практически ничего не придумываем, - продолжал Андрей Гнездилов, - все берем из сказок, просто проецируем это на современную действительность. Раньше было множество заговоров, связанных с ключами. Например, человек обещал не пить, давал зарок, зарывал ключ в землю, и все - проблема уходила".
Неожиданно помещение наполнилось колокольным звоном. Мелодичные звуки проникали в каждый уголок, и вскоре мы почувствовали, что сердце начало биться в такт ударам колокола.
- Это старинная традиция, - рассказывает сказочный доктор. - Известно, что в монастырях колокольным звоном лечили людей. Считалось, что он "включает" сердце. В Индии верят, что звон колокольчиков способствует обмену энергии, сосредоточенной в вегетативных центрах.
В замке доктора Балу пациенты меняют строгие деловые костюмы на сказочные одеяния и превращаются в персонажей сказок.
Наш разговор прервал стук в дверь - к доктору пожаловали пациенты. Их было семеро. Респектабельного вида господа, выключив мобильные телефоны, гуськом проследовали в соседнее помещение и вскоре вышли оттуда в совершенно ином обличье. Строгие деловые костюмы они сменили на одеяния сказочных персонажей. Директора крупных фирм, менеджеры и даже один банкир превратились в заморского посла сэра Самуэла Грэя, королеву Викторию, мушкетера Атоса, герцога Ольденбургского, зажиточного помещика старину Боба, скрипача Антонио и волшебника Изумрудного города Гудвина. Сам доктор Балу облачился во фрак и цилиндр. Каждый из присутствовавших должен был поведать о своих проблемах. Несмотря на то что люди говорили языком своего персонажа, используя аллегории, все было понятно даже нам - единственным зрителям этого спектакля. У людей, пришедших на сеанс сказкотерапии, были те же проблемы, что и у большинства из нас, - нелады в личной жизни или на работе.
- То, что вы видели, называется куклотерапией, - объяснил доктор. - Есть люди, которым очень сложно рассказывать о себе, им нужен посредник. Таким посредником становится кукла. Человек приходит к нам, выбирает куклу, которая ему, как он считает, наиболее подходит. И в результате сказкотерапевт уже обращается как бы не к человеку, а к сказочному персонажу. Таким образом нам удается получить важнейшую психологическую информацию для дальнейшей работы.
Ошибка Колобка
- Сказкотерапию мы понимаем как формат передачи знаний о жизни человека, - утверждает руководитель Института сказкотерапии доктор психологии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. - Дело в том, что самые необходимые знания о жизни для социальной адаптации, для духовного личностного роста всегда передавались через истории. Потому что они предполагают какой-то интересный сюжет, яркие метафоры и образы. И благодаря этому тонкая психологическая информация проникает в подсознание человека.
Как считают психологи, сказки играют очень важную роль в жизни человека. У детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций. Специалисты называют такие сказки социальными. Например, это сказки, в которых действует мужской сказочный герой, - "Колобок", "Теремок" и даже "Три поросенка".
Какой же, интересно, скрытый смысл психологи усматривают в сказке "Колобок"? "Ты уходишь из дома, - объясняет Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, - попадаешь в большой мир. Но готов ли ты к этой встрече? Ты встречаешься с разными типами людей. Они предстают в виде зайца, волка, медведя и лисы. А что делает Колобок? С каждым из встреченных разных типов людей-персонажей он демонстрирует одну и ту же модель поведения, вместо того чтобы к каждому находить свой подход. И в этом его ошибка. Собственно, подтекст сказки: находить с каждым типом человека свою стратегию поведения. С волком - одну, с зайцем - другую, а с лисой - третью".
Но у этой сказки, по мнению психологов, есть и другой подтекст. Кто съедает Колобка? Самый хитрый. Тот, кто умеет манипулировать другими. Чем не модель успешного социального поведения? Сейчас модно говорить об умении влиять на людей. В данном случае лиса эффективнее других справилась с этой задачей.
А вот сказка "Теремок", по мнению специалистов, призвана учить людей прогнозировать последствия своих действий. Жители теремка проявили недальновидность, пригласив медведя, который разрушил их дом. Сказка передает важнейшую информацию о том, что не всякого следует приближать к себе. Есть свои, а есть и чужие, и нужно очень четко проводить между ними границу. Поэтому целый пласт социальных сказок формирует ощущение своего и чужого, формирует то, что психологи называют социальной бдительностью. Стоит ли говорить о том, что очень многие сказки учат преодолению трудностей: кто-то из персонажей решает проблемы при помощи меча-кладенца, а кто-то - при помощи хитрости или магических заклинаний.
"Почему говорят, что сказка - это вымысел и выдумка? - рассуждает Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. - Она вымысел и выдумка для социальной реальности, а все, что описывается в сказке, реально для внутреннего мира человека. И динамика развития сюжета волшебной сказки формирует у человека представление о том, что с ним будет происходить в течение жизни, с какими непростыми ситуациями он может столкнуться, какие его ждут искушения на пути, какие препятствия и каким образом он сможет их преодолеть". Кстати, по мнению психологов, наиболее содержательны в плане жизненных ситуаций волшебные сказки. Рассмотрим их поподробнее.
Семь этапов
Полный сюжет волшебной сказки включает в себя семь основных этапов. Сначала герой рождается в некой семье. Может, это царская семья, может, крестьянская, но у героя уже есть определенная модель воспитания.
Второй этап - он расстается со своим домом. Уходит либо "жизнь посмотреть, себя показать", либо отправляется спасать принцессу. Человек самоутверждается, ищет свой путь. Но самое главное, что он должен оторваться от родного дома, от привычной ситуации. И в этом есть своеобразное предупреждение людям, которые от дома не отрываются. Они так и находятся в симбиотической связи с матерью, с семьей, и фактически у них нет возможности самореализоваться. Поэтому этап расставания обязательно должен быть, он очень важен.
Третий этап - выбор пути, встреча с помощниками. Во многих сказках есть камень на распутье: налево пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - богатым быть, направо пойдешь - смерть найдешь. То есть герой должен выбрать свой путь. Другими словами, он должен обозначить некую цель. Ведь чувство неопределенности, внутренняя несогласованность - довольно частый конфликт в жизни человека. Он связан и с выбором работы, и с выбором учебного заведения, и даже с выбором партии, к которой намерен примкнуть. "Проблема выбора очень важна, - говорит Андрей Гнездилов. - И сказка тоже об этом предупреждает. Очень часто к нам обращаются люди с проблемой выбора. Они, как правило, видят только один выход. А мы всегда говорим, что есть как минимум три дороги, вы просто их не видите, потому что проблемное видение сужает сознание".
Четвертый этап - борьба и победа. Человек борется с внешними обстоятельствами, например с конкурентами. Или с внутренними проблемами. Ведь даже лень или неверие в свои силы - это тоже внутреннее зло, которое нужно победить.
- К сожалению, многие сказки на этом этапе заканчиваются, - рассказывает Андрей Гнездилов. - Мы называем такие сказки порчеными. Они не до конца пересказаны. Многие считают, что раз зло побеждено, значит, все - счастливый финал. Ничего подобного. Ты победил зло, ты находишься на вершине победы, но ты уязвим. И в этом состоянии, с одной стороны, победителя, с другой стороны, уязвимости человек переходит на пятый этап - предательства.
Практически все полные волшебные сказки предупреждают человека о том, что в его жизни обязательно будет предательство. Кто предает главного героя? Да самые близкие люди - братья, друзья, возлюбленные. И часто в результате герой оказывается вообще без сил. Он словно погиб, хотя совсем недавно был победителем. И таких ситуаций в жизни человека множество, в том же самом бизнесе например. У Андрея Гнездилова был очень интересный клиент, который входил в число крупнейших бизнесменов Дальнего Востока. Так вот он потерял все свое состояние и остался еще должен миллион долларов. Ему удалось сохранить семью - жену и двух дочерей - и маленькую трехкомнатную квартиру. Он думал, что не поднимется после такого удара. Но в сказках обязательно к герою в это время приходит помощь. Его поливают сначала мертвой, а потом живой водой. Мертвой - для того, чтобы части тела срослись, а живой - чтобы человек поднялся, нашел новый стимул к жизни. И вот этот пятый этап бизнесмен проходил очень болезненно, но в итоге он сумел начать жизнь заново и вновь достиг вершин. У многих людей пятый этап растягивается на несколько лет.
На шестом этапе волшебной истории главный герой возвращается домой. А там его уже не ждут. Там его считают погибшим или предателем. И он должен доказать близким, что жив и имеет право на существование. Это очень непростой этап реализации, достижения новых целей не только с помощью социальных инструментов, социальных технологий - манипулирования, менеджмента, маркетинга, но и с помощью духовных технологий. На шестом этапе должны объединиться социальные и духовные знания.
И тогда человек переходит на седьмой этап, где он - победитель, он достиг зрелости. Вот какая богатая информация зашифрована в детских сказках.
Жизнь как приключение
- Могу с уверенностью сказать, что переживаемые человеком ситуации не новы. Все они уже описаны в сказках, мифах, притчах и легендах, - говорит доктор психологии, сказкотерапевт Татьяна Грабенко. - Ничего принципиально нового с нами не происходит, меняются только декорации. И потому прежде всего мы стараемся найти аналог той ситуации, с которой человек к нам пришел. Благодаря этим ассоциациям нам удается понять главные проблемные механизмы. Мы уверены, что любая проблема - это вызов для человека. Вот если этот вызов принят, урок прожит, он переходит на новую ступеньку развития.
- Допустим, клиент обратился к нам с проблемой в личной жизни, - говорит психолог, специалист по семейным кризисам Елена Петрова. - Сказкотерапевт никогда не будет вырывать единичную ситуацию из контекста его жизненной истории. Очень многие проблемы связаны с тем, что человек фрагментарно воспринимает свою собственную жизнь. Ему кажется, что эта проблема совершенно уникальна, и это его ошибка. Мы начинаем описывать жизненную историю клиента в виде сказки с момента его рождения. В ходе повествования мы вписываем проблемную ситуацию в общую канву его жизни, и тогда становится понятно, почему эта проблема появилась. Мы иногда специально сказку не завершаем, оставляя героя в проблемной ситуации. А дальше спрашиваем: что делать его герою? И когда клиент решает проблему сказочного персонажа, фактически он на символическом уровне решает и свои проблемы. Психологическое воздействие при этом очень мягкое и не вызывает жесткой привязки к психотерапевту в отличие от психоанализа. Здесь человек практически все делает сам, а мы ему только помогаем.
Еще одна проблема современных людей в том, что они убеждены: жизнь скучна и неинтересна. А на самом деле, как уверяют психологи, наша жизнь - сплошное приключение. "Мы погружаем человека в сказку, и он, воспринимая свою жизнь уже как приключение, вновь начинает радоваться каждому дню, - говорит Елена Петрова. - И когда его история прожита, мы возвращаем человека в социальную реальность, где он уже с позиции сказочных персонажей решает свою проблему. Основной принцип сказкотерапии - это связь с реальностью. Мы не уводим в сказку. Мы отправляемся в сказочную реальность за ресурсами, за силами для того, чтобы расширить сознание. Потом мы обязательно возвращаемся в социальную реальность".
Андрей Гнездилов убежден, что сегодня нет ни одного психолога, психотерапевта или педагога, который бы не использовал в своей работе сказки. Ведь в них зашифрованы базовые жизненные ценности. "Сказкотерапевтическое воздействие имеет отсроченный эффект, - считает Андрей Гнездилов. - То, что сразу доходит до человека, - это вершина айсберга. В течение месяца идет освоение метафорической информации. Еще в течение трех месяцев - переработка и включение символических действий в жизненную практику. В среднем устойчивость такого терапевтического воздействия продолжается около полутора лет. Человек никогда не может считать себя полностью состоявшимся. Но сказкотерапия - один из реальных методов узнать себя. Ведь в каждом из нас скрываются и Иван Царевич, и Кощей Бессмертный".
Степан Кривошеев http://itogi.ru/Paper2006.nsf/Artic...07_21_2107.html